Гордость мусульман Севастополя
На фоне мусульманского бунта, охватившего страны Востока и Запада, перманентного вооруженного сопротивления и террора мусульман на российском Кавказе мусульмане Украины демонстрируют верх добропорядочности и духовности. Ислам в нашей стране представлен в основном крымскими татарами в Крыму и казанскими (материковыми) татарами на Донетчине. Предлагаю отрывок из путевых заметок о духовной Мекке почитателей пророка Мухаммеда в Севастополе:
Недалеко от православных Покровского и Владимирского (усыпальницы адмиралов) соборов, особняком горделиво возвысилась мусульманская святыня – Севастопольская соборная мечеть и минарет. Старожилы рассказывают, что когда разрушенный во время Второй мировой войны город в 1940-х гг. посетил Сталин, он пришел в негодование от уцелевшей мечети и минарета. Местным партийным бонзам досталось на орехи.
Гнев Кобы послужил руководством к действию для красных партайгеноссе. Два советских танка с помощью каната рвали на куски и уносили в сторону рынка по улице Кулакова частицы архитектурного произведения искусства. Что неудивительно – коммунистов всегда отличала ненависть к любым религиозным святыням.
Согласно сохранившимся документам, строительство мечети в Севастополе началось по указанию царя Николая ІІ (Кровавого) в 1909 году. И уже через три года культовое исламское сооружение открыло свои двери перед прихожанами. На портале перед входом в мечеть красовалась надпись на старославянском и арабском языках «В память об Александре ІІІ». По периметру здания выделялись выдержки из Корана.
Мечеть была построена в основном для военнослужащих Черноморского флота. Ведь среди моряков, кроме христиан, было немало и мусульман. А по морской традиции, перед походом матросы и офицеры обязательно посещали Божьи храмы.
Первый имам мечети Рахим Сабиров правил службу для военных, а мулла Ибрагимов — для гражданских верующих. Мечеть прослужила до 1938 года.
Для украинцев и представителей других народов не мусульман Крыма мечеть – познавательный объект культуры и туризма
После сталинских репрессий следы исламских священников теряются в застенках НКВД. Затем священное для мусульман здание передавалось из рук в руки атеистической властью под различные склады и макулатурные пункты.
Когда-то культовое сооружение представляло единый комплекс с медресе (учебная часть). Просветительское заведение коммунисты в насмешку превратили в трип-дачу. Так по сей день в помещении бывшей духовной школы располагается кожно-венерологический диспансер г. Севастополь. Между тем, огромные дворцы в городе заняты частями ЧФ РФ и сдаются в субаренду коммерческим структурам. Медицинское учреждение можно б было перевести в одно из таких зданий, арендуемых Черноморским флотом, вернув крымским татарам их духовную обитель. Но, депутаты горсовета из Партии регионов, КПУ и «Русского блока», озабочены, как известно, не исторической справедливостью, межнациональным согласием и духовными аспектами севастопольцев, а банальным дерибаном черноморских земель.
Это здание закладывалось, как духовный кладезь мусульман Севастополя. Сегодня здесь лечат сифилис и «курортные насморки»
Саму мечеть в конце 1940-х гг. город передал на баланс Черноморского флота. Моряки поставили искусственное перекрытие между этажами мечети, первый этаж отдали под архив, а верхний использовался, как административное помещение. Кстати, при восстановлении разрушенного немецкой бомбой купола черноморцы использовали османский архитектурный стиль. До войны Севастопольская мечеть была единственной в Крыму, построенная в египетско-мамлюкском «арабском» стиле.
Исламский храм был передан верующим лишь в годы независимости Украины, в 1994 г., после того, как мусульмане устроили в нем сидячую забастовку. После акта передачи начались утомительные поиски спонсоров для восстановления мечети.
В наши дни, когда мечети и минарету возвращен величественный облик, каждую пятницу там совершается намаз (молебен). Главный «хозяин» храма, глава мусульманской общины Севастополя «Мюневер» Энвер Ресульев, не без гордости продемонстрировал мне большинство помещений соборного сооружения. В его задумках — создание здесь медресе для юных мусульман. Прототипом которого служит воскресная школа. Энвер Ибрагимович показал ремонтируемые классы и спальные комнаты.
Взошел ваш покорный слуга и на балкон 37-метрового минарета. К нему пришлось пробираться в кромешной тьме по узкому винтовому лабиринту, минуя 92 ступени. Зато какой незабываемый пейзаж можно лицезреть с минарета! Панорама Севастополя, с бухточками и микроскопическими заливами словно на ладони. К слову, когда находишься на макушке минарета, то реально ощущаешь, как он дышит. Стройная бетонная вышка раскачивается даже при слабом морском бризе, словно длинноногая восточная красавица вращается в такт монотонной мелодии. И где-то в далеко как бы слышатся суры Корана.
Э. Ресульев и сторож мечети Сервер Меметов всегда с туристами приветливы, несмотря на их вероисповедание. Плата за посещение мусульманской святыни не берется. Но каждый желающий может добровольно пожертвовать деньги на нужды храма и мусульманской общины.
С Сервером нас объединяет давняя дружба. Пробегая по работе мимо мечети (улица Кулакова – деловая часть города) частенько приходилось укрываться от летней жары в прохладной келье этого набожного человека. Разувшись перед храмом, мы подымались в верхние покои и размерено за пиалой зеленого чая болтали обо всем на свете. Религиозная противоположность в наших взглядах никогда не чувствовалась. Испещренное морщинами лицо старика становилось серьезным и непримиримым лишь, когда заходила речь о нелегкой судьбе мусульман Крыма и страшных преступлениях коммунистов. Благочинный старец вообще любит предаваться воспоминаниям о тернистых путях депортированных московскими колонистами крымских татарах. С уважением относится к Украине и даже рад моему украинскому патриотизму. Хотя некоторых россиян иногда воспринимает с подозрением, считая, что человек, предавший один раз, может переступить черту и повторно. Тем более, поводов к настороженности предостаточно – представители пророссийских организаций полуострова не стесняются на своих митингах и в быту демонстрировать негативное отношение к иноверцам и неуважение к татарам.
Врата Севастопольской мечети. В моих руках, подаренный друзьями крымскотатарский Словарь-Разговорник, в предисловии которого сказано: «Предназначен для дальнейшего сближения наших народов, проживающих на этом маленьком, но не тесном полуострове КРЫМ. Взаимообогащение наших культур, языка, творчества, укрепит дружбу между крымчанами и даст свои новые и добрые ростки в обновленной семье народов Украины».
По убеждению Энвера Ибрагимовича, мечта мусульман Севастополя — сделать мечеть лучшей в Крыму, чтобы она стала гордостью бывшей бухты Ахтияр. Об обучении молодежи основам ислама Энвер может рассказывать часами. Действительно, именно духовность может отвести подрастающее поколение от криминала, наркотиков, пьянства и прочих пороков. Этому учит Коран (أَلْقُرآن).