Любовь способна на безумства

теґи: Київ, Фрейдлис, актеры, власть, евреи, женщины, иудеи, культура, мистецтво, музыка, національні меншини, писатели, психология, режимы, режиссура, театр, трагедия, фашизм

Мне неоднократно приходилось писать о проблемах единственного в Украине еврейского театра , сопровождающие его со дня образования. Своими пертурбациями актерская труппа обязана равнодушию украинских властей к театральному искусству, в общем, и к национальным меньшинствам, в частности.



Впрочем, бытовые проблемы никак не умаляют высокий уровень Киевского еврейского музыкально драматического театра им. Шолом-Алейхема . Весенняя премьера "Только ты…" тронула и душу, и оставила массу впечатлений.

Спектакли с зонгами по роману американского еврейского прозаика польского происхождения Исаака Башевис-Зингера "Шоша" прошли при полных аншлагах, создав атмосферу академичности. Жаль, что зал муниципального театра «Киев», где состоялась премьера, не смог принять всех желающих почитателей искусства.



Можно ли назвать детскую привязанность любовью? Можно ли считать состоявшегося писателя, променявшего славу и богатство на убогие подворотни Варшавы вменяемым? Весь спектакль о любви. О любви еврейской, в разгар самого тяжелого исторического периода этого народа. О любви взрослого, уже состоявшегося человека, когда, казалось бы, нет былой романтики, но чувства скрываются за юношескими грезами...

Трагикомедия "Только ты…" поставлена по пьесе Авигдора Фрейдлиса, директора и худрука театра. Режиссером-постановщиком, художником и сценическим редактором пьесы выступила Валерия Айдина.

Постановка насыщена танцевальными номерами и еврейским фольклором. Но главное даже не хореография и музыкальное сопровождение, а передача чувств и эмоций, признания в любви с помощью пластики тела и жестов, мимики и взглядов, живой музыки и тишины... А еще, спектакль искрит жизненной отдачей актеров. Все сценки связаны между собой одной нитью, и одной сумасшедшей и в то же время трогательной историей любви.



"Шоша" писалась на идиш, поэтому спектакль не обошелся без смачных оборотов еврейских трущоб Варшавы. Странно, почему роман нобелевского лауреата Башевис-Зингера критики окрестили еврейской "Лолитой"? Терзания набоковского героя несопоставимы с трагичностью человеческих судеб и благородством "Шоши".

Щемящая сердце история еврейского писателя Аарона Грейдингера (актер А. Фрейдлис) пришлась на годы растущего нацизма. В тот период Польша терзалась между гитлеровским антисемитизмом и московским большевизмом. Аарон мог спастись в Америке, окружив себя шикарными дамами и упоенный лучами славы. Но детская любовь к наивной и нескладной Шоше (актриса Ирина Шкода) пересилила ВСЁ. Он разделил участь с гонимым еврейством ради этой несуразной, но чистой душой девчонки…



Его еврейские пьесы в канун Второй мировой никому не нужны. Брадобрей Аарона, не подозревая происхождения клиента, в злобной ухмылке и предвкушении погромов рисует адские картины завтрашнего дня… И в этом аду находится место искушениям светской змеицы Бетти (актриса Наталья Морозова).

По сути, светская "львица" Бетти пытается купить свободу Аарона, хотя сама и влюблена в писателя. В свое время она хлебнула горесть нищеты, отца расстреляли коммунисты, а мать пропала в красном аду. Поэтому, ей не понять, почему подающий надежды ее возлюбленный предпочел инфантильные чувства бедной Шоши богатству ее дряхлеющего мужа.



Талантливому писателю сложно мгновенно связать свою жизнь с недоразвитой и убогой девчушкой. Но человеческие качества и блаженная искренность Шоши превозмогли нерешительность терзающегося Аарона.



Спектакль создан на грани теней и символики. Яркие картины сменяют черно-белые сцены тоски и ужаса безысходности. И сложно сразу разобрать, где больше естественного – в бедных лачугах еврейского квартала или в объятиях блистательной Бетти.



Пьеса поставлена четко. Без лишних диалогов и декораций. Происходит ясное осознание бренности светского бытия. А непреходящая Тайна Создателя раскрывает благородство человеческих поступков.

Трагедия обрывается также неожиданно, как и жизнь человека. Счастливых героев символически накрывает шестиконечной звездой Давида в паутине эсэсовцев... Комок в горле на долгое время – лучшая похвала театру Фрейдлиса.

Быть может, после просмотра спектакля "Только ты", люди узнают в главных героях себя и задумаются о человеке, который всегда незаметно рядом, но сохраняет свою ЛЮБОВЬ и несет ее тебе.