категорії: театр стаття

Скандал за авторское право в царстве Мельпомены

теґи: Фрейдлис, авторское право, актеры, захист прав, конфликты, культура, мистецтво, музыка, патент, пиратство, писатели, право, режиссура, скандалы, справедливість, театр

 

В материале «Любовь способна на безумства» речь шла о спектакле по пьесе Авигдора Фрейдлиса "Только ты…". Пьеса, написанная по роману Исаака Башевис-Зингера "Шоша" была поставлена Киевским еврейским музыкально драматическим театром им. Шолом-Алейхема на высоком уровне.

Нужно отметить, что спектакли прошли при полных аншлагах и поклонники театра с нетерпением ожидают новых постановок в исполнении этой неординарной киевской труппы национального меньшинства Украины. Зрителю понравилось, зритель надеется, зритель ждет… Симпатии самого строго критика, чего еще, казалось бы, остается желать творческому коллективу с такой непростой судьбой ? Ан нет... Удачное написание пьесы, блестящая игра актеров и постановочное решение, как оказалось, явилось детонатором взрыва в этом королевстве Мельпомены.

Как сообщил мне директор и художественный руководитель театра Авигдор Фрейдлис, он в некотором роде даже уже не рад удачной премьере. Ведь все множественные авторские права на спектакль удивительным образом, и как полагает сам худрук, не без помощи коррупционных схем в коридорах патентного хозяйства, перекочевали под крыло исключительного одного человека – Валерии Айдиной.

Действительно, де-факто В. Айдина выступила режиссером-постановщиком, художником и сценическим редактором пьесы А. Фрейдлиса. Поэтому, у труппы не возникло нареканий к режиссеру, когда В. Айдина сразу же после премьеры спектакля зарегистрировала в Агентстве по авторским правам и уже получила свидетельства, как: 1. режиссер спектакля; 2. автор музыкального разрешения, 3. художник-постановщик. 

Однако, директор театра Авигдор Фрейдлис и его заместитель по творческим вопросам и, кстати, исполнительница одной из ведущих ролей в спектакле Наталья Морозова, как и весь коллектив театра полностью не согласны с еще двумя авторскими свидетельствами, выданными Агентством по авторским правам В. Айдиной.

А именно, с 4. регистрацией авторства названия пьесы «Только ты…», которое, в общем-то, придумал сам Фрейдлис. Но главное, что возмутило коллектив и самого основателя театра – 5. присвоение авторства текста нашумевшей пьесы! Впрочем, есть и менее скандальные разногласия в авторском праве. Например, в музыкальном оформлении пьесы.

Порой зрители даже не догадываются какие страсти кипят за кулисами / на фото: зрительский зал на бенефисе Киевского еврейского музыкально драматического театра им. Шолом-Алейхема

Как объяснила Н. Морозова, Валерии Айдиной было заплачено за музыкальное оформление, теперь режиссер еще оформила и свое авторство на музыкальную часть. Но за музыкальное разрешение пьесы В. Айдиной были уплачены деньги. К тому же, сразу после постановки Айдина забрала все музыкальные диски к спектаклю, оставив, таким образом, труппу с пустым оформлением.

Но вернемся к самой пьесе. Авигдор Фрейдлис написал ее не вчера. Еще в 1993 году его пьеса ставилась на подмостках московского театра, где тога еще молодой Авигдор выступил в роли режиссера-постановщика. Кстати, данная пьеса была поставлена театром им.Шолом-Алейхема в 1996 году, её худруком, где он был также исполнителем главной роли и музыкальным руководителем постановки. Спектакль стал хитом театра и продержался в репертуаре 4 сезона. Правда, на то время драма называлась, как и одноименный ее роман – «Шоша».

Эта же пьеса Фрейдлиса, по роману нобелевского лауреата И. Башевис-Зингера в 1997 году была отправлена в Донецкий национальный академический украинский музыкально-драматический театр, в литературной части которого по сей день и находится ее копия.

Мои сомнения в авторстве пьесы развеяла Н. Морозова. За почти двадцать лет существования музыкальной драмы в тексте нетронутыми остались все диалоги. Лишь меньше, чем пятая часть была изменена перед премьерой по просьбе Айдиной, но опять же самим автором – Авигдором Фрейдлисом. Разумеется, что саму концепцию режиссера В. Айдиной никто не оспаривает.

Как выяснилось, в качестве режиссера-постановщика Валерию Айдину коллективу Киевского еврейского музыкально драматического театра им. Шолом-Алейхема представила заместитель худрука Н. Морозова. Знакомство прошло на вечере 20-летного юбилея театра, где был показан отрывок из старой версии спектакля.

Оформлять договорные отношения с директором В. Айдина не захотела, поэтому финансовая сторона сотрудничества, как это часто случается, выражалась в оплате услуг наличными средствами. Саму же постановку музыкальной драмы, костюмы и декорации, аренду зала, не считая фундаментальной сценографии – авторского названия "Только ты…", авторского текста и актерской игры театра, оплачивали исключительно руководители проекта – Наталья Морозова и Авигдор Фрейдлис.

Справедливости ради стоит отметить, что вложения в постановку исчисляются тысячами гривень.

Кстати, по словам Н. Морозовой, в постановку спектакля Валерии удалось ввести своего близкого друга, а также обеспечить дополнительно себя и своего сына ролями статистов. За кулисами рассказали, что после премьеры В. Айдина даже предлагала Н. Морозовой убрать из драмы автора пьесы Фрейдлиса и уже катать спектакль без него.

Теперь же оказалось, что театральная труппа оказалась у разбитого корыта, а сама пьеса – в разобранном виде. Диски с музыкальным оформлением бесследно исчезли, авторское право на пьесу, как и само ее название, пиратским способом оформлено не на автора. По мнению Н. Морозовой, Айдина должна была оставить хотя бы диск труппе, т.к. ей за него было заплачено.

Кроме того, бывший режиссер спектакля звонит некоторым участникам постановки и заместителю директора театра по творческим вопросам и элементарно шантажирует возможными скандалами. Мол, В. Айдина обещает прийти в зал во время демонстрации спектакля со своим юристом (адвокатом) и устроить «показательную порку»(скандал) и срыв спектакля создателям пьесы. Якобы она уже готовит иск в суд.

К слову, звонки идут исключительно актерам и замдиректора по творческим вопросам, чтобы они передавали содержание угроз худруку-директору. По видимому, позвонить непосредственно самому руководителю у В. Айдиной по каким-то причинам не получается.

Вот уж действительно, не думал американско-еврейский прозаик, что постановка его драмы в Киеве будет иметь столь драматические последствия с авторскими страстями.

Быть или не быть постановке пьесы? Вот в чем вопрос… / фото: А. Фрейдлис в роли Аарона Грейдингера в пьесе «Только ты…»

Почему-то эта история напомнила старую сказку о лисе и зайце. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Напросилась лиса к зайцу в избу, в начале на лавку, затем на печку. В итоге выгнала лиса зайца из собственной хаты...

Что ж, остается уповать на благосклонность музы Мельпомены, чтоб изначальная миссия пьесы А. Фрейдлиса "Только Ты" из первозванной чистоты чувств, открытости перед партнерами и благородством не осталась в плену банального пиратского шарлатанства. Будем надеяться на справедливое разрешение спора творческой труппы без вмешательства представителей Фемиды. К тому же эта богиня в нашем украинском королевстве давно зарекомендовала себя не совсем справедливым рефери.